[Начало] [Летим в Индию] [Пуне] [Бомбей] [Гоа] [Дели и Агра] [Шимла, Кангра, Дхармсала]

Представляем вам уникальнейшее повествование Владимира - нашего хорошего знакомого и просто очень интересного человека. Он многое мог бы порассказать о своих путешествиях, но хитрюга-судьба подбросила ему новое испытание. Несколько лет назад он познакомился с умной, загадочной индианкой и, с тех пор "пропал". Индия стала для него открытием, и всё, что он испытал, прочувствовал под впечатлением от своей первой поездки в эту страну, Володя любезно согласился опубликовать на страничках нашего сайта. Это не рассказ и даже не банальные заметки на полях, это настоящий эпос, проиллюстрированный множеством красивых фотографий. Взгляните на Индию под другим углом зрения. Читайте! Узнавайте! Удивляйтесь!

С чего начинается Индия?..

Владимир в окружении своих индийских друзей Ну вот, вернулся. Не Афанасий Никитин, конечно, но целых шесть недель всё же "за тремя морями" ходил. По современной жизни вроде долго. А пролетело всё - в миг. Уже не одну неделю никак не приду в себя. Прежде картинка в журнале, сюжет на экране телевизора, Индия обрела конкретные формы, наполнилась знакомыми лицами. Некоторые названия на карте теперь - реальные впечатления, зримые пейзажи. Но больше поражает то, сколь многое изменилось за время этого путешествия. Во мне.

Чудес от Индии я почему-то не ожидал. "Экзотики" - тоже. Не за этим, вроде, и ехал.

Йоги, например, не удивляли, как когда-то. Позанимавшись хатха-йогой в 1980-х, я на себе смог ощутить, какое влияние это оказывает на человека. (Правда, видит бог, конкурировать с "профи", йогами индийскими, асами своего дела, и в голову не приходило).

Ездить по ашрамам индийских святых, как здравствующих, так и в бозе почивших - это не моё. Общаться с их последователями тем более что-то не тянуло: среди них немало пришельцев с Запада, а хотелось увидеть саму Индию, "изнутри".

Тащиться от полуподпольной "рейв-парти" в Гоа? Эх, где мои шестнадцать лет?..

Что ещё? Слоны-кобры-факиры? Вроде видел. В кино, правда. Да и где они теперь, заклинатели змей? Вот недавно читаю: "Правительство Индии запретило держать дома пресмыкающихся, а значит на грани исчезновения оказались около семи тысяч представителей этой экзотической профессии" (То-то за все шесть недель ни одного так и не видел. Как, впрочем, и слонов).

Ещё? Наверно, не Болливуд с его кино-мишурой. Эти то сахарно-жуткие инсценировки индийской старины, то слащаво-страшильные современные коллизии строятся - и те и те, если приглядеться - по веками проверенной схеме: "брат ищет пропавшую сестру". Хотя, если приглядеться ещё внимательнее, эксплуатируют древние, синтетические формы танца и драмы на потребу "массовой культуре".

Может, всё же взволнует окаменелый секс высеченных в скалах древних храмов? Или, на худой конец, что-нибудь, вроде, этакое, трезво-романтическое, имперское, киплинговское?..

Здорово всё это, конечно. Но...

Объясняю. Прежде Индией не "болел". Специальных познаний не имею. Индийская музыка поначалу выводила из себя: когда приходилось услышать, терпеть её не мог, по причине "визгливости и занудливости". Потом, правда, лет в тридцать, что-то вдруг "щёлкнуло", и стал в любых дозах выносить эту заунывность, строгую нестройность, захлёб, вживаться в этот отпечаток чужих душ. В последние годы мне, наверное, "повезло по жизни". Моя подруга, хотя училась в США и преподаёт там в колледже, родилась в Бомбее. Несмотря на даль расстояний, Индия близка и понятна ей - как мне Россия. Как от меня Россия, Индия постоянно ускользает от неё, изменяясь быстрее, чем она успевает вглядеться в неё издали. Как и Россия, Индия, стремясь в своё будущее, одновременно отряхивает с себя прах прошлого, открещивается от себя самой, но и увязает по уши в этом самом прошлом... Как Россия для меня, Индия исполнена для неё непреходящим очарованием. Это - вечная загадка с бесконечной отгадкой. Недостижимая абсолютная истина. Счастье до боли, какое возможно лишь от родного существа. Судьба. Мы оба - из тех перелётных птиц нынешней поры, этого новоявленного переселения народов, кто хоть и живёт месяцами вдали от родной страны, ни за что не вырвет корни из её почвы. Расстояние лишь укрепляет привязанность. Мы обречены возвращаться. Счастье, что это возможно. Мы связаны с чем-то существенным в наших культурах, тем, что лишено сиюминутности. Мы из тех, кто зачем-то пытается осознать древние коды в современной мозаике своей страны, исторической родины. И в себе. Может, чтоб понять, чтo мы, всё-таки, такое есть?

Гину (Гоуранги) в очередной раз поехала в Индию в начале 2003 года, после двухлетнего перерыва, а я выбрался туда только в марте. Гину, которая в детстве говорила на хинди, очень хотела стать моим "поводырём" по Индии, в которую просто влюблена. И у неё там повсюду, как и везде в мире, немало друзей. А мне особенно интересно было пожить в гуще обычной, нормальной тамошней жизни. Терпеть не могу обезличку самых уютных гостиниц!

Перед отъездом попытался "поднабраться информации". Именно про Индию чего ни прочтёшь. И про "Индию духа" и про "Индию тела"... Особенно в массовых изданиях. Даже очевидцы - чего ни понарасскажут. В Москве, например, некто уверял меня, со слов своей знакомой, которая "всё видела собственными глазами", что есть такой индийский святой Сай Баба, который творит чудеса. Например, он даже не распечатывает адресованные ему письма: лишь глянет на конверт и уже знает, о чём к нему просьба. И всё исполнит. (Достоверно знаю лишь то, что дама эта в самом деле побывала в его ашраме.) Тем более не нуждается он в переводе обращенных к нему писем почитателей с других, неместных, языков: он ка-ак глянет на конверт, так уже всё знает... А ещё кто-то сказал, что не обязательно ехать к Сай Бабе или ему писать. Главное - верить в него, и он сам явится, во сне. И подскажет, как поступить. Или знак подаст. Правда, говорила третья, просить его о чём-то надо поконкретнее и осмотрительно: ведь сбудется обязательно, а ну как, не дай бог, "не в жилу". Сестра её обратилась раз к Сай Бабе, взмолясь, что работа задушила, и теперь вот четвёртый год перебивается с хлеба на воду: клиентов как обрезало. (Булгаков да и только! Впрочем, чем чёрт ни шутит: может, всё так и есть - сам-то я этого не видел.)

Информации об Индии, конечно, пруд пруди. И не только на Интернете. Издано всего в мире столько, что диву даёшься, а можно ли в Индии хоть что-то увидеть, про что ещё не написано. Статистика изданий, особенно на английском, просто невообразима: чуть ли не каждая десятая книга в мире - об Индии. Плюс к тому индийские писатели, пишущие по-английски. Они внесли немалую лепту в поддержание интереса к своей родине и к её проблемам. Вот хотя бы Салман Рушди. Правда, имя этого уроженца Индии стало у всех на слуху, после того как религиозные власти Ирана за его книгу "Сатанинские стихи" вынесли автору, ни много, ни мало, смертный приговор.

Но что бы ни пытался я читать, художественную прозу или путеводители, всё как-то растворялось в тумане неопределённости. Простые разъяснения были подозрительны. Если на самом деле нет в Индии ничего такого сложного, отчего же всё начинало запутываться, стоило чуть копнуть поглубже и столкнуться с мириадами сведений, положений, историй, мифов, религий, верований. От сложных разъяснений, правда, в моей неиндийской голове всё начинало кружиться и уже окончательно сливалось в единый и неразделимый клубок.

В общем, это всё - присказки. "Сказанье" о "хождениях" по Индии впереди. В нём всё правда. В том смысле, что я сам видел или хотя бы слышал всё, о чём пишу. Увидеть, правда, смог немногое. То, что выпало на мою долю. То, что смог различить, понять, увидеть. Индия ведь не страна - галактика! Она несоразмерна масштабам жизни человека и его возможностям. А значит: каждый увидит в Индии своё. (Как не вспомнить старую восточную притчу, по-видимому, индийскую, о трёх слепых, которые, потрогав разные части слона - хобот, ногу и хвост, потом никак не могли прийти к согласию, что же это такое - слон...)

Зачем я стал писать всё это? Хотелось, конечно, поделиться собственными, более чем скромными впечатлениями с, как писали в старину, благосклонным и терпеливым читателем. (Считать эти записки путеводителем не стоит. Есть более авторитетные источники.) Главное же - мне надо было как-то разобраться самому во всём, что я увидел, и тем более в том, чего не увидел... Понять, пусть задним числом, чтo же это было...

Не знаю, стоит ли более сведущему в индийских делах читателю поражаться моему "невежеству" или же моему удивлению "очевидным" вещам. Многое, как оказалось, делается отчётливее, становится понятнее только после того, как побываешь на месте. И, пожалуй, только после этой поездки в Индию я по-настоящему осознал известную, но неочевидную истину, о которой уже в старости, говорил мне отец: когда умирает человек, умирает вселенная. И поделиться своим жизненным опытом или просто впечатлениями собственной жизни ни с кем, даже с собственным ребёнком, по-настоящему невозможно.

Отец был, разумеется, прав.

Но я всё же постараюсь.

[Начало] [Летим в Индию] [Пуне] [Бомбей] [Гоа] [Дели и Агра] [Шимла, Кангра, Дхармсала]
[Заглавная] [Введение] [Трип 2002] [Трип 2003]
[Советы] [Фотоальбом] [Кинофобии] [Наши в Индии]
[Новое] [Гостевая] [Ссылки] [О нас]

Рейтинг@Mail.ru

Здесь и далее текст, написанный черным цветом, принадлежит перу Евгении, а синим - Дениса,
поскольку мнения авторов по жизни не всегда совпадают.

Hosted by uCoz