Shimla 28 ноября- 1 декабря 2001
Шимла - это город, построенный
на верхушках гор в Гималаях. Англичане сделали его
своей летней столицей и уезжали туда, чтобы
спастись от делийской летней жары. Поэтому Шимла
выглядит не как индийский, а как какой-нибудь
старый европейский город, и всё благодаря англичанам. Они
его очень хорошо развили.
Мы выехали из Дели на поезде в 6 утра. Это был
отдельный прикол, как мы добрались до вокзала. Муж
заказал такси на 5 утра. Встали мы в 4, собрались,
сидим, ждем - никто не едет...
Тогда мы подхватили вещи и побежали сами к тому месту, где находилась
фирма с такси.
Разбудили спящего хозяина, он разбудил какого-то
шофера и мы, наконец, поехали. Еле-еле успели - за 5
минут до отправления поезда прибежали. Почему такси не
приехало - так и осталось загадкой.
На поезде после 6-часового путешествия мы прибыли в
Калку - городок у подножия гор. Оттуда через полчаса
выехали на другом поезде "Калка-Шимла". Это было
незабываемое путешествие - маленький, будто игрушечный,
поезд медленно-медленно взбирается все выше и
выше по горам... С каждым разом все прекраснее и
прекраснее открывается картина.
Шимла находится примерно на высоте 2150 метров над уровнем
моря, и вот
на эту высоту этот поезд 5 часов и поднимался.
Опять же - все это сделано англичанами - спасибо им,
без них такой цивилизации было бы не достичь.
По пути
мы останавливались на маленьких станциях - тоже как
игрушки - все так чистенько и опрятно, поэтому я и
говорю, что впечатление было, что я не в Индии. Надо
сказать, что за всю свою жизнь толком я горы и не
видела, поэтому всё увиденное меня очень впечатлило.
Было ощущение чего-то фундаментального,
несокрушимого, того, что сильнее человека. Почему-то
начинаешь там думать о жизни, а точнее - о своей
ничтожности в этом мире (по крайней мере, у меня
возникли такие мысли).
Когда смотришь на эти громады, ощущаешь себя
крошечной букашкой.
Правда, люди умудрились покорить и горы - я диву
давалась, смотря на города, построенные прямо на
крутых склонах гор. Дома просто прикреплены к скалам и
вход обычно где-то сверху дома. В Шимле есть еще
лифт, который поднимает тебя с низин города на более
верхние улицы. Очень интересно.
Снега мы не видели, нам сказали, что он обычно
выпадает после 15 декабря. Но видели вдали белые вершины.
Было довольно холодно: вечером 7-8
градусов всего.
На такой высоте некоторые люди чувствуют себя
плохо, но с нами все
было в порядке, только когда спускались с гор,
чувствовали головокружение и тошноту.
А вот одна пара - муж с женой намучились, когда мы
вышли из поезда, она потеряла сознание...
Приехали в Шимлу в 5 часов вечера, кули (носильщик)
отвел нас в отель. В то время все отели снизили цены
на 50 %, так как был не сезон. Номер оказался
просто классным - очень уютным. Из окна открывался вид
на горы.
На следующий день мы пошли гулять. Прогулялись по Молу
- это у них главная улица, ну как у нас Арбат - там
сосредоточены все магазины, рестораны и т. п., в
общем все для туристов. Из любой точки города
открываются восхитительные пейзажи - горы, горы... Там
такое спокойствие - отдыхает все - и душа и тело.
Только, правда, приходится все время ходить пешком,
так как транспорту доступ разрешен только до
определенного пункта, не выше. Да там и не особо
поездишь по таким крутым дорогам. Мне-то ничего,
я люблю ходить пешком, а вот Суприт
жаловался
Ну конечно, у них в Дели до ближайшего
магазина сходить - уже рикшу берут
В тот же день мы еще пошли смотреть "Джаку мандир" -
Храм Ханумана. Он расположен на самой высокой точке в
Шимле - чтобы попасть туда, надо 1, 5 часа карабкаться
по очень крутым
склонам.
Правда, все бы ничего, если бы..... не
обезьяны!
Обезьяны в Шимле - это отдельный разговор, весь город
наполнен ими. Прямо как коровы в Дели - так и обезьяны
живут здесь. Но они гораздо хуже коров!
Очень наглые и всё время норовят что-нибудь стащить.
Как-то вечером мы купили бананов и шли в гостиницу.
Остановились у одного магазина что-то почитать и, вдруг
я почувствовала, что сумку в руках куда-то тянут.
Оборачиваюсь, а там сидит обезьяна и тащит к себе мой
пакет с бананами....
О, я так перепугалась, особенно
после ужаса, пережитого в том храме Ханумана, но об
этом позже.
Так, в городе, они не особо пристают,
людей боятся, только все равно надо быть всегда
начеку. А вот по мере приближения к храму....
Итак, мы полезли в горы. У меня была
сумка, а в руках Суприта - пакет с бутылкой Кока-Колы
и шампунем, который мы купили по дороге.
Уже в начале подъема
нам преградили дорогу обезьяны - просто встали на
нашем пути и никуда не двигались, и было их не обойти.
Стало ясно, что им что-то от нас надо
Суприт еще загодя свой пакет спрятал под куртку, но их
так просто не обманешь. Обезьяна направилась к нему
и потребовала показать что это он там прячет. Сколько
не шикай на них, они только показывают злобный оскал и
продолжают наступать. Мамочки мои! Я так испугалась! В
общем, обезьяна жестом следователя отогнула край
куртки Суприта, и тому пришлось показать ей свoй пакет.
И только когда он сказал, что нет там ничего интересного,
обезьяна убедилась,
что, и правда ничего такого нет и нас пропустили
дальше.
И так во время всего подъема наверх.
За нами
следили сотни глаз, а иногда нас начинали преследовать так, что
приходилось бежать. Вообще, мы пришли к выводу,
что обезьяны, как собаки, чувствуют страх, и если
вести себя уверенно, да еще и издавать побольше шума
при ходьбе, то они не трогают. Но это мы поняли только
по пути назад.
Но все-таки поразительно, Хануман - Бог обезьян и
как они чувствуют, что это их храм и ведут себя как
хозяева там?! Просто чудеса!
Итак, усталые мы, наконец, взобрались к храму. Там,
Слава Богу, сидела женщина и за 5 рупий давала на
прокат палки, которыми можно отмахиваться от обезьян.
Почувствовав себя намного увереннее, мы пошли внутрь.
Действительно, видя палку у тебя в руке,
обезьяны не подходили, только напряженно следили за
тобой. Тут же мы встретили семейную пару, и мужчина
пожаловался, что обезьяны стащили у него очки прямо с
носа. Вот такие дела.
В храм внутрь зашла только я, Супи остался караулить мои кроссовки от
воров и обезьян, что в данном случае одно и то же.
Та пара была без палок и такой кошмар - когда
они уже собирались спускаться, одна обезьяна прыгнула
на мужчину и повисла на нем сзади. Я бы померла на месте,
если бы так прыгнули на меня, точно!
В общем, после
посещения того храма, у меня немного сменилось
отношение к обезьянам. Раньше я все ходила и
восхищалась: ах, какие они смешные, ах, какие милые
детеныши и т. п.
Теперь я их стала бояться Нет,
коровы гораздо лучше - ходят спокойно и тебя не
трогают, обезьяны же могут проникнуть хоть куда, что
они с удовольствием и делают.
На следующий день с утра мы поехали в Куфри - это еще
выше, чем Шимла - 2500 метров над уровнем моря. Мы
заплатили за машину с шофером на целый день, так что
путешествовали с удобствами. О, это был день
исполнения мечтаний для меня! За один день я
покаталась на трех видах животных: на пони, на яке и
на лошади. Сначала в Куфри мы взяли пони с
погонщиком и стали карабкаться на них по горам. Или
это были мулы - я точно не знаю. Кто там для лазания
по горам? Но ниже, чем лошадь.
Суприт выглядел очень
смешно на пони - он же такой длинный Он все время
боялся упасть и норовил держаться за меня
Потом шофер отвез нас в парк Индиры Ганди, там мы
выпили по чашечке кофе, а на выходе я
увидела яков, ну и упросилась у Суприта посидеть на
одном. Довольно упрямое животное
Потом мы пошли во что-то типа зоосада, где просто
огорожена часть леса и специально выделены тропки для
посетителей. В основном там олени.
В тот день мы еще останавливались в нескольких очень
интересных местах. Всего не расскажешь - это надо видеть!
Красота неописуемая!
Еще везде стояли люди,
предлагавшие одеть тебя в национальный костюм штата
Химачал Прадеш (Шимла - столица этого штата) со всеми
украшениями и т. д. Я так хотела, но Суприт сказал,
что это будет выглядеть смешно.
Я все настаивала, но
когда наконец настояла, мы уже не встретили ни одного
человека, предлагавшего это, а жаль....
Ну и вечером, пока мы сидели на площади ожидая 9-ти
часового автобуса до Дели, я
увидела, что там катают детей на лошадях.
Надо сказать, что катали там в основном маленьких
дeтей и когда Суприт спросил о цене, ему сказали цену
на ребёнка.
Тогда он показал на меня и сказал, что это
не совсем ребенок (я бы даже сказала, далеко не ребёнок).
Ну в общем, 1 ребенок - 10 рупий, 2
ребенка - 20 рупий... Я сошла за 2 ребенка
Лошадь
звали Морни, очень красивая. Люди (в основном
молодежь) ржали, завидев меня на лошади, особенно с
этим выражением блаженства но моего счастья было
ничем не испортить!
Промерзнув хорошенько, мы, наконец, дождались 9 вечера,
пошли в гостиницу, забрали наши сумки, лежавшие в
камере хранения и пошли садиться в автобус.
Путешествие закончилось.
Поездка в автобусе была изнурительной. Очень кружилась голова,
учитывая
спуск с гор по этой изгибающейся горной дороге, где
одна ошибка водителя может стоить жизни (кстати,
когда мы ехали вверх на поезде, мы видели лежавший в пропасти
перевернутый грузовик).
В Дели были в 5 утра. Добрались до дома и
завалились спа-а-ать.
Вот такое было путешествие! Очень
запоминающееся и полное впечатлений
Jaipur, 11-12 Октября, 2002
Джайпур - столица Раджастана, самого засушливого штата
Индии. Джайпур известен как "Розовый город", это
потому, что старая часть города полностью построена из
песчаника розового цвета. Здесь
владельцам домов и лавок категорически запрещено
перекрашивать здания в другой цвет - только розовый.
Ну это было так, введение, так сказать, представление
Джайпура. А теперь о поездке.
Из дома мы выехали в 8 вечера, решили ехать на
автобусе, с тем, чтобы утром прибыть на место. Из Дели
автобусы в Джайпур идут из "Биканер Хаус" - очень
хорошее место, чистое, организованное правительством
Раджастана. Билеты смогли купить только на
11, так что 2 часа пришлось
ждать. Однако мы не скучали, рядом был уютный
парк со столиками, где мы сидели и разглядывали
людей вокруг. Но вот пора и в дорогу.
Я была в
шоке от того, как водят в Индии.
Наш автобус мчался
с огромной скоростью, обгоняя грузовики, мчавшиеся мимо.
Очень опасно. Суприт сказал, что
на обратном пути он видел сначала задавленную корову,
а потом собаку...
Приехали мы в Джайпур в 4 утра, к автобусу сразу
подбежали кучей таксисты и водители моторикш, зазывая
ехать с ними. Увидев меня, они принялись обсуждать:
"Гори аа гаи" (Что означает "белая приехала"). Чуть
даже не передрались, с кем я поеду и кто первый меня
увидел
Кошмар, не знаю, как бы я одна справилась.
Вокруг нас кругами бегал один рикша, обещая всего за
10 рупий отвезти в хороший отель и если не понравится,
привезти обратно. От них очень трудно отвязаться и мы
в конце концов сдались. Сначала нас отвезли в очень
классный отель, где комната стоила 1200 рупий (мы с
собой взяли 6000 на 2 дня), Суприт заявил, что наш
бюджет - 500 рупий, развернулся и вышел.
Водитель
вприпрыжку бежал за нами, опять обещая показать
отличный отель, ладно, мы опять сели в его моторикшу.
На этот раз он отвез нас в отель с комнатой за 600
рупий, но там нам не понравилось - грязно и пахло туалетом.
Теперь уже Суприт направился
решительным шагом искать отель самостоятельно, в
раздражении на идиота-водителя, который, совершенно не
унывая, продолжал скакать вокруг, умоляя дать ему
последний шанс.
Ну что же, делать нечего, опять
поехали с ним. В этот раз он привез нас в более или
менее приличный отель, но там самый дешевый номер
стоил 850 рупий! Уже совсем злой, Супи вышел из отеля
и решительным шагом двинулся, минуя моторикшу.
Водитель опять побежал за ним, обещая все устроить. В
общем, все кончилось тем, что волшебным образом в том
отеле нашлась комната и за 600 рупий. На том мы и
остановились.
Однако просто удивительно, как там все
схвачено - за все заплачено. Конечно же, водитель
получил какой-то процент от отеля за то, что привел
нас. Но позже я узнала, что подобные бизнес-отношения
распространены там практически на всё.
Легли спать в 6 утра, поставив будильник на 10, чтобы
встать и пойти смотреть город. Однако, уже в 8 нас
разбудил телефонный звонок и служащий отеля сообщил,
что наш водитель рикши ждет у входа, чтобы показывать
город. Суприт заявил, что мы никакого водителя не
заказывали и продолжили спать. Но уже в 9 часов нас
снова разбудил звонок, на этот раз в дверь, и опять
нам сообщили, что наш водитель нас ждет.
На этот раз серьёзно рассердившись, Супи
заявил, что никакого водителя нам не надо и мы
справимся сами! Однако, спать уже больше не
хотелось и мы пошли на прогулку.
Первое, что мы
увидели....был наш ночной рикша, просиявший при нашем
виде, подбежавший к нам, приговаривая: "Сэр, куда
поедем, мы вам покажем город и т.п." Первым
побуждением было отказаться, но они предлагали за 280
рупий возить нас весь день и показать все
достопримечательности Джайпура за эту цену. Подумав,
мы согласились. Поехал с нами другой водитель, он
оказался очень разговорчивым и по пути продолжал
рассказывать истории о Джайпуре.
Сначала мы поехали в центр. Посмотрели на
памятник махарадже Сваи Джай Сингху, который и
построил практически весь Джайпур. В качестве
небольшого отступления расскажу, почему ему был
присвоен титул "Сваи".
"Саваи" означает "один с четвертью". Император
Аурангзеб удостоил титула "Сваи" раджу Джай Сингха из
Джайпура, чтобы показать его превосходство над другими
людьми. Вот история о том, как он получил свой титул.
Когда в 1699 году, тринадцатилетний Джай Сингх из
Амбера взошел на трон, он был обязан поехать в Дели и
засвидетельствовать свое почтение Аурангзебу. Когда
имя Джай Сингха было объявлено в дарбаре, император
соскочил со своего трона, схватил юного раджу за плечи
и, грубо встряхивая его, сказал: "И твой отец и твой
дед были предателями! Чего ты ждешь от меня?" Джай
Сингх спокойно ответил: "Во время свадебной церемонии
жених держит одну руку невесты в своей руке и дает
обещание заботиться о ней всю жизнь. Император держал
меня обеими руками. О чем еще могу я просить?"
Остроумие раджи захватило Аурангзеба врасплох. "Ты
мудрее, чем твои предшественники,"- сказал он,
улыбаясь и ослабляя хватку. "Да, мудрее даже, чем
большинство людей. Я даю тебе титул "Сваи". С тех пор
Джай Сингх стал известен как Сваи Джай Сингх.
Потом мы поехали в храм "Лакшми Нараян - Бирла Мандир".
Красиво. Он весь такой белоснежный.
Потом поехали в национальный музей, который расположен
в каком-то красивом старом дворце. Только нам музей не
понравился. На запыленных полках разложены без всякой
системы вещи, которые удалось найти при раскопках. Все
это можно было бы представить гораздо интереснее. В
музее ремесел в Дели все это показано гораздо интереснее.
Потом водитель предложил нам пойти в зоопарк, но мы
отказались.
Дальше он отвез нас в "Gatore Royal Palace", там было
очень красиво, хотя в основном это представляло собой
кладбище, где сожгли останки многих правителей
и на месте сожжения соорудили красивые строения. Еще я
сфоткалась под баньяновым деревом (национальным
деревом Индии).
Там был кто-то типа гида, который,
даже не спросив нашего желания, усадил нас и принялся
рассказывать на таком ломаном английском, что даже
Суприт мало что понял. И я все время ловила себя на
желании попросить его изъясняться на хинди. Английский
был, видимо, специально для меня.
После этого водитель отвез нас в какой-то магазин на
окраине, торгующий национальной раджастанской обувью
(они называются джуты) из верблюжей кожи. Ясно дело, у
водителя свой интерес и договоренность с магазинами.
За то, что он привез туристов к ним, он, конечно же,
получит свое. К тому же он там болтал со всеми, как со
старыми знакомыми.
Стали перед нами раскладывать джуты. Не знаю, что на
нас нашло, но вышли мы из магазина с четырьмя парами
обуви - 3 для меня и 1 для Суприта. Правда, качество было
действительно хорошее и дешево. То раджастанское, что
продается в Дели, гораздо дороже и хуже качеством. Ну,
в итоге, стали мы на 1200 рупий легче.
Поехали дальше. По пути посмотрели "Джал Махал" -
дворец, окруженный водой. Красиво. Наш водитель опять
повез нас в магазин, хотя его никто не просил, но он,
видимо, решил хорошо на нас заработать.
Джайпур еще славится своими изделиями из хлопка,
особенно покрывалами с набивным этническим рисунком.
Опять мы не выдержали и купили покрывало (очень
красивое!) и скатерть на наш новый стол. Чтобы
покончить с покупками, сразу скажу, что позже мы опять
не удержались и купили еще 2 покрывала, потратив на
все покупки уже 2300 из бюджета в 6000, и решили больше
не заходить в магазины, чтобы избежать соблазна купить
еще что-нибудь. Иначе пришлось бы нам
пользоваться кредитной карточкой, что нам делать особо
не хотелось.
На второй день у нас был запланирован
поход на базар, так как Джайпур - лучшее место для
покупок, такого разнообразия и дешевизны мало где
найдешь. Но теперь этот второй день стал казаться
бесполезным: деньги потрачены, а город мы
почти весь посмотрели. Решив сократить
путешествие и уже той же ночью вернуться домой, чтобы
не тратиться еще на один день в отеле, мы отправились в "Амбер Форт" -
крепость, построенную на
склонах горы.
Это самое красивое, что мы видели за
весь день. По этой крепости можно лазить весь день и
всю не облазишь. Но с Супритом много не полазишь,
очень скоро ему всё наскучило и мы это дело
бросили
Весь день у меня была идея-фикс - покататься на слоне!
И она осуществилась! От "Амбер форта" до Джайпура мы
ехали на слоне (вернее, это была слониха по кличке
Мунни), рикша ехал за нами
Было очень смешно
наблюдать, как люди выпадают из окон, засмотревшись на
белую девушку на слоне
Один иностранец даже начал
взахлеб меня снимать на камеру из окна автомобиля.
Многие махали руками и почти все улыбались.
Езда на
слоне - это непередаваемое ощущение! Прежде всего, ты
выше всех, даже автобусов, и еще - это ощущение
надежности и стабильности в походке слона. Доехав до
Джайпура, прежде чем слезть мы сфоткались. Когда Супи
фотографировал меня одну, слониха принялась
позировать, задирая хобот.
По пути в отель мы еще посмотрели на "Хава Махал" -
дворец ветров, который так назван из-за того, что в
нем очень много окон. Но он почему-то с фотографий впечатляет больше,
чем в реальности. Может, потому что расположен на шумной улице, с
которой нет возможности нормально созерцать его и наслаждаться.
Вернулись в отель где-то в 5:30, а на вечер у нас была
запланирована поездка в "Чокхи Дхани".
Это место в 41 км
от Джайпура, специально построенное для развлечения
туристов. Сделано оно полностью в раджастанском стиле:
все развлечения, постройки, еда.
Вход стоит 190 рупий с человека, но там за это еще и
кормят от пуза. Берешь, сколько хочешь - все
национальное. Но даже, если возьмешь всего понемногу
только на пробу, все равно не съешь
Без
преувеличения могу сказать, что "Чокхи Дхани" запомнится
нам больше, чем любые достопримечательности,
посмотренные днем. Это было просто здорово! Именно там
дается возможность по-настоящему почувствовать вкус
Раджастана. Там даже служащие одеты в
национальные одежды, а у входа встречает девочка,
которая ставит всем тики на лоб и посыпает цветами.
Внутри же много всего....
Сидит маг, показывающий
фокусы, повсюду расставлены кровати-плетенки, какие
бывают в деревнях. Вообще, нигде ничего современного,
все выдержано в традиционном стиле, так, как
это было в старые времена. Мы слазали на вышку,
которые они строили в лесах для охоты на тигров.
Посмотрели национальные танцы, дети там учились
танцевать "дандия" - танец с палочками.
Народ
развлекался, как мог и делал, что хотел, атмосфера
веселья наполняла это место. Этим настроением
заразились и мы.
В одном месте пара танцевала
национальный танец - парень был одет в лошадку (есть
такое в раджастанских танцах - ты залезаешь внутрь
этой лошади и одеваешь лямки на плечи). В
общем, в эту лошадь одели на меня, да еще и тюрбан в
придачу нахлобучили, и мы с другой девушкой стали танцевать.
Опять же с моей страстью сидеть на разных животных, я
покаталась на верблюде.
А еще там сидит старичок, предлагаюший гадание на
бумажках, которые должен вытаскивать попугай. Я,
естественно, решила погадать. Вообще, там всеми овладевает
такой бесшабашный настрой, что совершается многое, на что
в реальной жизни никто бы не решился.
Это было забавно - разложил дед свои
бумажки, выскочил попугай, по деловитому так подбежал
и вытащил один конвертик. Старик открыл его и дал
попугаю вытащить оттуда бумажку. Но попугаю она
чем-то не понравилась и он побежал за другим
конвертиком.... и так продолжалось раз 5 или 6. В конце
концов, мне выдали листочек, где были какие-то общие
слова. Главное развлечение - наблюдать за
попугаем.
Также там был построен типичный деревенский дом, можно
было зайти внутрь и осмотреть, потрогать руками.
Еще мы выпили чаю,
приготовленного на углях в огромном котле и разлитого
в глиняные чашки. Все там было очень по-доброму.
Было столько всего, что половину и не упомнишь,
просто гуляй и смотри. В каждом углу кто-то сидит и
что-то делает. Очень давно мы так не веселились!
"Чокхи Дхани" - главное и самое яркое
впечатление от всей поездки.
В отель мы вернулись в 10:30, а в 11:30 у нас уже был
автобус. В кошельке оставалось 200 рупий
Вот так мы
за 1 день спустили 6000 рупий. Хотя, наверное, это не так уж и
много.
Такая вот была поездка. Еще нас поразила та слаженность,
с которой у них там
все схвачено, там это что-то типа паутины, все друг
друга знают, и друг с другом работают, получая обоюдную
выгоду. Даже билеты на обратный автобус мы купили с
помощью нашего водителя у каких-то явно его знакомых.
Наверное, так дело обстоит во всех туристических
местах. Они разработали совершенные и отлаженные
системы наживания на туристах.
В Дели мы приехали в 4 утра, опять же сбежались рикши,
увидев меня чуть не передрались, кто увидел
первый. "Гори, гори аа гаи".
Суприт тут не выдержал и
в гневе заявил: " Гори мере саатх хей" Что
означало, что белая женщина с ним. Правда, когда я с Супритом, даже с него пытаются
содрать больше. Такие вот дела....
Поездка по Пенджабу, декабрь 2002.
Начну с того, что предупрежу, что на этот раз мы почти
не осматривали места, а больше встречались и общались
с людьми.
Какое-то время
назад я дала объявление на форуме сайта India.ru о
том, что ищу подруг в Дели. Мне написала Вероника из
Лудхианы, которая в Индии живет 8 лет. Завязалась переписка и
она мне очень помогла, так как, наконец, у меня появился
человек, у которого я могла спрашивать практические
советы. Она дала мой телефон Марине, которая тоже в
Индии 8 лет, живет в деревне около Джаландара. Они в
октябре приезжали в Дели и приходили к нам в гости и
пригласили к себе.
Ну вот, переходим к поездке.
Выехали мы в субботу утром, в 6 утра, Супи пришел с
работы в 4:30, я тоже не спала всю ночь, так как перед
этим у меня была срочная работа, а потом я всю ночь
паковала сумки, убиралась и мыла посуду, чтобы на 4
дня не оставлять ничего грязным. Так что в поезд мы
сели совсем не поспав.
Путешествие мы спланировали таким образом:
Джаландар-Амритсар-Лудхиана. Лудхиану оставили
напоследок, хотя она ближе всего к Дели, но мы
намеревались посетить родственников, а они бы нас потом никуда
больше не отпустили (забегая вперед, скажу, что мы
оказались правы).
От Дели до Джаландара ехать было 7 часов, там нас
встретили Марина с мужем и мы поехали к ним в деревню
на их джипе. По пути в деревню мы миновали
несколько других селений, и там меня очень позабавила
одна вещь - в пенджабских деревнях есть мода на крышах
домов устанавливать самолеты, человеческие фигуры и
футбольные мячи. Я даже тигра видела на одном доме.
Это было очень смешно.
Марина мне объяснила, что
это ничто иное, как баки для хранения воды. Что это такое -
я хорошо поняла, так как и у нас стоит бак на крыше и
вообще на любом доме в Дели. Но чтобы в таком виде!!!! Я
очень хотела сфотографировать, но,
к сожалению, на тот момент солнце было прямо за
самолетом и фотография бы не получилась, а потом нам
надо было уже ехать. Жалко, прямо на
соседнем доме в Марининой деревне стоял самолет.
Маринина деревня называется Чак Кала, у них там
большой дом, в котором свою комнату Марина
оборудовала по русскому образцу и даже... установила ванну!!!!
Напоминаю, что обычные индийские ванные комнаты
представляют из себя пустую комнату с дыркой в полу.
Марина прекрасно
говорит на пенджаби, даже с хорошим акцентом. Весь
день она хлопотала на кухне, а я сидела с ней и
болтала. У нее я научилась печь хлеб и делать майонез.
Я уже вчера сама попробовала - такой класс!!!
Наконец-то я могу есть нормальный хлеб, он получается
точно такой же, как у нас серый хлеб из пшеничной муки
грубого помола. С хрустящей корочкой, поджаристый сверху.
И главное - несладкий! А то я на
индийский хлеб уже не могу смотреть!
Честно говоря,
больше рассказывать-то и нечего, так как к Марине я
поехала главным образом ради общения. По деревне даже
она не гуляет, не принято.
Итак, мы переночевали у них дома, а на следующее утро
(хмм...вернее, день, так как в 9 часов мы не
поднялись, как того и следовало ожидать) мы поехали
все вместе в Амритсар, дорога заняла 3
часа. В кои-то веки мне довелось попутешествовать
по индийским "проселочным дорогам", мимо проносились
сотни деревушек и мелких городишек, так что Пенджаб мы
посмотрели "изнутри".
Сам Амритсар находится прямо на
границе с Пакистаном, нам сказали, что в городе
даже есть отметка, где эта граница проходит.
Посмотрели "Золотой храм" - святыню сикхов, который
представляет из себя гурудвару, но полностью сделанную
из золота. Еще одна достопримечательность в Амритсаре
- "Джаллианвала Багх", куда мы не пошли. Вообще,
известен он очень печально, хотя говорят, что очень
красивое место.
В 1919 году в этом саду собрались
сотни людей по поводу пенджабского праздника Байсакхи
- женщины, дети, старики. Англичане закрыли ворота и
расстреляли всех. Живых не осталось, потому что людям было некуда
бежать....
Чтобы попасть в Золотой храм, нам пришлось отстоять
огромную очередь, на выходе
поели лангар - бесплатный обед для всех желающих.
Во всех гурудварах обычно дают: чапати, дал
(бобовую похлебку), кхир (рисовую кашу) и можно брать
хоть сколько добавки.
Все работы в гурудваре делаются
на общественных началах - бесплатно.
Сикхская
религия основана на безвозмездной помощи другим. Кто
хочет, может прийти и помочь мыть посуду или чистить
овощи. Когда мы вышли с лангара, увидели группу людей
чистящих чеснок.
Лангар подается так:
огромный зал, рядами выстланы коврики, заходишь,
садишься на коврик. Помощники проходят с
ведрами и наливают тебе того, что ты попросишь.
Поразила ещё чистота вокруг, настолько
стерильная, что можно было кушать прямо на полу.
После Золотого храма нас отвезли на вокзал, где мы
сели на поезд до Лудхианы. Дорога заняла 3 часа.
Ну а сейчас небольшое отсутупление о родственниках.
Это семья сестры мамы Суприта. То есть она для него
тетя или как тут называют "маси". У нее двое детей -
Таня (домашнее имя Нази) - ей 21 год и Нишу (ему 19).
2-3 недели до того тетя и дядя приезжали к нам в
гости. Но тогда так получилось, что мама и папа
Суприта уезжали в Чандигарх, так что заниматься
родственниками пришлось нам с Гинни (сестра Суприта).
Ну а Гинни же у
нас принцесса и скоро устала, и ей надо было поспать...
Вот тогда для меня и выдался "звездный час"
Я была
хозяйка
Приготовила свой
коронный шахи-панир, который у меня всегда выходит
вкусным, а служанка - дал (гороховую похлёбку).
Попутно я разговаривала с тетей и как-то незаметно мы
нашли с ней общий язык.
В общем, я этой тетушке,
да и дядюшке, жутко понравилась и, уезжая, они взяли
с Суприта обещание, что мы к ним приедем в декабре,
благодаря чему мне удалось его вытащить в эту поездку,
так как мой главный интерес был побывать у девченок.
Итак, мы приехали к родственникам, там я познакомилась
и с Нази, а Нишу мы так и не видели, так как он был в
колледже в другом городе. Нази - просто замечательная.
Вообще, 2
дня, проведенных в том доме, - это мое лучшее
воспоминание за последние месяцы. Я до сих пор помню
то ощущение тепла, которое у меня возникло там. Мне
было легко и свободно, мы могли смеяться и шутить и
совсем не надо было "фильтровать" свои слова, как это
приходится делать в Дели.
Я научилась у
тетушки готовить 2 обалденных и очень простых блюда.
Одно - чили чикен (то есть острый цыпленок с чили) и
лемон-маттон (то есть баранина в лимонном соусе). Это
просто обалдеть!
Вообще, эту поездку я на полную
катушку использовала с пользой для себя. Выудила очень
много рецептов у всех, с кем встретилась
Как мы и
боялись, нас не хотели отпускать, говорили, что Суприт
пусть едет, а меня они оставляют ещё на неделю
Отпустили, только взяв обещание, что очень скоро мы
приедем снова. И вообще заявили, что хотят русскую
невесту для сына. Попросили меня привезти моих сестер
в Индию и тут выдать
замуж
Правда, очень хорошие люди....
У них есть 2
собаки, одна - шпиц - препротивнейшай собака по имени
Доллар, который страдает перепадами настроения и
угрюмым характером. Мне очень понравилась вторая -
боксер Рустам. Ну настолько непривлекательная
внешность и все равно какой-то он весь трогательный
и....обаятельный
Нази со смехом рассказывала, что пёс
настолько мирный, что даже если видит мышь, лишь
посмотрит ей вслед, и с кошкой так же - то есть все
имеют право на существование и на еду
На следующий день после приезда в Лудхиану мы поехали
к Веронике. У нее был полон дом гостей и детей, она
бегала между гостиной и кухней, умудряясь по пути
поиграть с детьми, я бегала за ней и сидела с ней в
кухне, так как не было другого способа с ней
поболтать. Дети у нее очень красивые, хотя совершенно
русской внешности.
Ну вот вроде и все впечатления, а на последок зарисовка из последней
поездки.
Расскажу только про посещение Вайшно Деви. Это местечко Катра в штате
Джамму и Кашмир - 2 часа езды на автобусе от города Джамму. Там на горе
находится храм Богини Дурги - Маты-джи, очень могущественной Богини.
Круглый год туда стягиваются
пилигримы со всей Индии, чтобы совершить свою "ятру".
Чтобы дойти до храма, нужно идти 12 км вверх по горе и потом столько
же вниз, так что проходя этот путь, люди как бы показывают силу своей веры.
Суприт очень верит в эту Богиню, вот мы и поехали.
Вообще, вся поездка была очень насыщенной - мы больше времени провели в
переездах, чем собственно на местах
Вот и в Джамму ехали 12 часов по солнцепеку, приехали в Катру в 4 вечера,
поели и решили сразу идти к храму, так как ночью приятнее идти - не так жарко.
Поскольку устали мы от переездов очень, то и нервы были на пределе, так что в
самом начале пути мы поссорились (потом правда, помирились), но Богиня нас
наказала за ту ссору. Слегка, правда.
Дело в том, что везде стоят проверочные пункты и наверх нельзя брать с
собой мобильные телефоны. На середине пути Суприт об этом вспомнил, но решил
не оставлять их у торговцев, а отнести
обратно в отель. Поэтому-то мы и поссорились, так обратно спускаться жутко
не хотелось (уже настроила себя на 12 км пути).
Начали мы все-таки наш путь в гору, хоть и на час позже намеченного.
Я первые 30 минут дулась, он тоже, но потом помирились
Идем радостно, с горы открываются потрясающие ночные виды на город.
Суприт по дороге рассказал мне историю этого места.
Оказывается, когда-то сюда сбежала Богиня, бывшая тогда на земле в образе
обычной девушки Вайшнави. Бежала она от
преследующего ее Бхайрон Натха, который был покорен красотой Вайшнави и пытался
силой сделать своей женой. Он преследовал ее, не отступая и Богине
пришлось убить его, обезглавив. Голова Бхайрона отлетела на другой холм, но
после
смерти тот умолял Богиню простить его и она даровала ему прощение,
завещав, что каждый пилигрим, приходящий к ней, должен также посетить храм
Бхайрон Натха, возникший на том холме, куда отлетела его голова. Без этого
ятра не будет считаться завершенной (Но мы к нему не пошли - на это уже сил
не хватило).
Избавившись от преследования, Богиня решила сбросить с себя человеческий
облик и принять облик камня, чтобы ничто уже не отвлекало ее от медитации
(кого интересует полная легенда, может прочитать ее на английском сайте,
посвященном Вайшно Деви -
http://maavaishnodevi.org/temple/mythology.html)
Итак, идем мы себе бодрым шагом, и вдруг (вот как Богиня нас наказала),
буквально на 10-м км (то есть почти дошли!!) Суприт заметил, что в его
рюкзаке нет сумочки с документами!!!
Мы прямо похолодели - там был и мой паспорт, и PIO, и его водительские
права, и все кредитные и дебитные карточки - а в отеле-то мы остановились по
кредитке, так как это был конец путешествия и мы истратили все деньги!!!!
Просто ужас!!
Суприт, до этого бодренько шагавший, чуть не сломался - вдруг куда-то
делись все силы и он еле-еле начал переставлять ноги.
Я потом оставшиеся 2 км убила на то, чтобы поднять в нем дух - говорила,
что не страшно, выход мы найдем, выход есть всегда и из любой ситуации, и что
сейчас убиваться нет смысла, так как мы сейчас не можем возвращаться и
лучше пока
забыть, а потом уже вместе погорюем.
В общем, дошли мы до храма (за 4 часа), там дождались своей очереди
(народу идет кучищи!!), прошли в храм, получили прасад. Ну, о том, что делают
в храме - это дело интимное и лучше не рассказывать... Так как это очень
личное - личное понимание, ощущение, восприятие....и это то, что у тебя в
сердце....
Поскольку иностранцы там бывают очень редко, место не туристическое,
а религиозное, то когда я дошла до пандита, он мне специально все объяснил,
что мол вот это Лакшми, это Сарасвати, а это Кали - три обличия Маты-джи
(каждое из них представляет определенные человеческие качества, в той или иной
степени присущие каждому человеку, а объединяет все это - Мата Вайшно Деви-джи),
они были представлены в виде выходов горной породы и рассказано, что именно
так Мата-джи явила себя народу.
Я покивала в ответ в знак понимания, сказала
"Джей Мата Ди" и пандит поставил мне красную тику на лоб. Помимо прасада
каждому еще давали монетки с изображением Маты-джи (вроде как это должно
принести богатство). Каждому давали по одной монетке и только мне дали три.
Так что я буду особенно богатой
Вот так произошла наша встреча с Матой-джи.
Возвращались опять часа четыре, последние 3 километра дошли практически на
автопилоте. Ноги болели ужасно.
Богиня нас простила. Сумочку с документами мы нашли в отеле - Суприт ее
выложил, когда перекладывал мобильные телефоны, но переживания по поводу
возможной ее пропажи были достаточным нам наказанием за то, что свой путь к
Мата-джи мы начали с ссоры.
Сразу же после того, как мы вернулись домой, с нами произошло по крайней мере
3 хороших и неожиданных события. Главные из них - волшебное налаживание моих
отношений с родителями мужа, вот так вдруг ни с того ни с сего, на пустом
месте! И второе - получение Супритом новой работы. Почему я верю, что и тут
нам помогла именно Богиня, потому что во время одного из кругов сложнейшего
собеседования для приема на работу,
Суприту нужно было встать и перед всеми
5 минут говорить на тему "Never say die" (это они проверяли знание английского,
уверенность и презентабельность). И Суприт вдруг заговорил про горы, про
упорство и умение не сдаваясь идти вперед и достигать задуманного...
Может, для кого-то тут и нет связи, но я верю в то, что это Она нам помогла. И продолжает помогать. Конечно, тут может начаться гул недоверчивых и насмешливых голосов, но я не буду вдаваться ни в убеждения, ни в пояснения....просто, живя в Индии и наблюдая за всем происходящим, поневоле начинаешь и сама верить в подобные вещи.
Помогла ли нам Богиня или нет, но мы решили ездить к ней в паломничество
каждый год, сама атмосфера того места, его святость и чистота, настрой людей,
приезжающих туда и упорно шагающих вверх в гору, скандируя "Джей Мата Ди!",
людей разных возрастов - от маленьких детей до дряхлых стариков, которым так
тяжело подниматься, что эти 24 км занимают у них до нескольких дней и они
ночуют там же на дороге, людей разного социального положения и так далее -
все это просто непередаваемое ощущение, как-то просто забываешь обо всем,
что тревожило или не оставляло мыслей - в голове проясняется и как-то само
собой поселяется вера в то, что все обязательно будет хорошо.